Информации по
кибербезопасности и противодействию телефонных мошенников
Кибербезопасность:
как не стать жертвой мошенников в интернете или по телефону
Интернет и мобильные
телефоны давно уже стали для злоумышленников источником обогащения,
а доверчивых людей у нас хватает. И недели не проходит, чтобы в ленте
новостей не появилось новости об очередном обманутом мошенниками жителе Коми.
МВД по Чувашской Республике
совместно с МТС подготовили памятку об основных схемах обмана в интернете
и по телефону — многие из них кажутся очевидными, но только не для
пожилых или далёких от технологий людей. Именно они чаще всего становятся
жертвами «развода».
1. «Малыш только
начинает жить, а уже такой страшный диагноз! Поможет каждая копейка!»
Мошенники собирают деньги,
причём, для реально существующих тяжелобольных, погорельцев и т. д.
Предлагают оказать им посильную помощь, предоставляют фотографии врачебных
выписок, подтверждения ущерба от пожара и т. д. Злоумышленники дают
реквизиты действительно пострадавших людей, но собранных денег нуждающиеся не
увидят — их снимают с карты сами мошенники.
Как защититься: в любом случае не надо
сразу же переводить деньги, выслушав слезливую историю, как бы
искренне ни звучал голос вашего собеседника. Если вы хотите
помочь кому-то финансово, сделайте это лично или через проверенные
благотворительные организации. Изучите сайты в интернете, почитайте
отзывы, найдите новости, где рассказано про тот или иной фонд: упоминание
в СМИ — хороший аргумент в его пользу. Так вы будете уверены, что
в самом деле помогли кому-то, а не стали жертвой «развода».
2. «Мама, это я. Срочно
переведи 2000 рублей на этот номер. Потом все объясню»
Мошенники звонят или пишут,
представляются сыном/дочерью/другом («Мама, это я») и просят деньги.
Запугивают, не дают подумать, давят на жалость. Например, «Мама, у меня
неприятности, срочно нужны деньги. Переведи на номер или меня посадят». От
такой информации возникает стресс, и не всегда удаётся сообразить, что
голос и номер вовсе не вашего ребенка или друга. Или представляются сотрудником
полиции и сообщают, что у вашего ребёнка проблемы, а решить их можно
банальным перечислением небольшой суммы на указанные реквизиты.
Как защититься: позвоните близкому человеку
и спросите лично, что случилось. Если это звонок «из полиции», то спросите
адрес отделения и придите туда сами. И, конечно, никому никаких денег
отдавать не нужно.
3. «Привет! Очень
нужна помощь. Займи до понедельника 3000!»
Взламывают аккаунт вашего
сына, дочери, родственника, знакомого и пишут вам от его имени сообщение
с просьбой дать в долг. Например: «У нас сгорел дом, если можешь
помочь, нам важны любые деньги, хоть 500 рублей…». Могут просить на
лечение, до зарплаты, на дорогу, на похороны близкого и т. д.
Важно, что иногда мошенники
присылают для перевода фото банковской карты с именем и фамилией
просящего. Выглядит натурально, трудно не поверить! Но фотографию карты они
делают в специальной программе: указывают там нужное имя и название
банка, а вот номер и остальные данные к вашему знакомому
отношения не имеют. И деньги, понятно, уйдут в карман обманщика.
Как защититься: позвоните человеку или напишите,
например, в мессенджере, и узнайте, что с ним случилось
и обращался ли он к вам на самом деле. Если знакомый не
отвечает, лучше подождать, пока он выйдет на связь, при реальных проблемах ваши
500 рублей пригодятся ему и на следующий день.
4. «Ваша карта
заблокирована. Свяжитесь со службой безопасности банка по номеру …»
Мошенники
присылают SMS-сообщение вроде: «Ваша карта заблокирована. Для
разблокировки позвоните по номеру банка…» После звонка со счёта телефона
снимаются деньги.
То же самое касается
и электронной почты, WhatsApp, «Одноклассников» и других сервисов:
якобы от банка могут приходить письма о блокировке карты или проверке
ваших данных. Не переходите по ссылкам в таких письмах! Так загружаются
вредоносные программы, которые похищают ваши данные.
Как защититься: ни в коем случае не звоните
по номеру, указанному в сообщении, и не переходите по ссылкам.
В общем, совет тот же: просто обратитесь в отделение банка лично
и разузнайте всё сами. И помните, банки никогда не звонят и не
пишут клиентам с просьбой предоставить данные!
5. «Поздравляем! Вы
стали победителем розыгрыша. Перейдите по ссылке, чтобы узнать, как забрать
приз»
На вашу электронную почту
приходит письмо о том, что какая-нибудь фирма (магазин, бренд) бесплатно
раздаёт машины (квартиры, велосипеды, кроссовки, да что угодно) и есть
ссылочка на эту чудесную акцию. Страсть получить что-нибудь бесплатно
неистребима, и мошенники этим ловко пользуются, чтобы забраться в ваш
ноутбук или телефон и выведать о вас все данные.
Как защититься: никогда не переходите по ссылкам,
которые присылают незнакомые люди. Иногда и ссылка от знакомого человека
может быть опасной, поэтому при малейших сомнениях лучше её не открывать. Дело
в том, что ваши друзья по наивности и только из лучших побуждений
могут, переслав такое сообщение, наградить вас опасным вирусом или
программой-вымогателем. Порой опасность может исходить и от надёжных, как
кажется, сайтов: всего одна неправильная буква в адресной строке, и вы в руках
злоумышленников.
6. «Здравствуйте! Служба
безопасности банка. Мы заметили подозрительную операцию по вашей карте»
Мошенник звонит
с официального номера банка или любого другого номера, представляется
сотрудником и сообщает какую-нибудь легенду. Самая распространённая
сейчас — просьба подтвердить перевод денег с вашей карты на имя
незнакомого человека или сообщение о подозрительных операциях. На заднем
фоне во время звонка может быть слышен громкий разговор. Так делают специально,
чтобы ваше внимание рассеивалось, и вам было сложнее сосредоточиться. Даже
то, что номер принадлежит банку, не может служить аргументом: аферисты звонят
через специальную программу, которая высвечивает на вашем телефоне номер,
который нужен им. На такие уловки попадаются даже опытные пользователи!
В разговоре злоумышленники
часто торопят, не дают подумать, запугивают, просят перевести деньги сотруднику
банка, якобы чтобы их сохранить, говорят, что вашу
карту кто-то пытается взломать. А могут и наоборот
предельно вежливо, ненавязчиво и незаметно подвести к нужному им
поступку. Под такой обработкой человек теряет способность мыслить критически
и сообщает свои данные. В итоге мошенники снимают деньги с карты
или оформляют на пострадавшего кредит.
Как защититься: прервите общение, наберите номер
вашего банка и узнайте, звонили ли вам его сотрудники. Что бы
вам ни говорили, какими ужасами бы ни пугали, не сообщайте CVV (3 цифры на
обороте карты), номер имя владельца и срок действия карты, а также коды
подтверждения никому. Даже роботу банка. И вообще, если позвонивший вам
сотрудник банка со второго слова не начал предлагать взять кредит — почти
на сто процентов это мошенник. Ну и ещё раз: сотрудники банка никогда
не спрашивают данных карты, совсем никогда. Помните об этом и не
попадайтесь!